Эпистолярное наследие С. В. Смоленского. Переписка с С. А. Рачинским. 1883–1902
Кабанова Н. И., сост., вступит. ст., коммент. | Рахманова М. П., сост., вступит. ст., коммент. | Наумов А. А., науч. консультант
Язык. Семиотика. Культура
2018
848 страниц

Тексты этой книги представляют читателю обширный эпистолярный диалог
двух замечательных деятелей эпохи конца XIX — начала ХХ столетия: Сергея Алек-
сандровича Рачинского и Степана Васильевича Смоленского. Если деятельность
С. В. Смоленского — крупнейшего ученого-музыковеда, директора Синодального
училища церковного пения и Придворной певческой капеллы — достаточно подробно
освещена в ряде публикаций последних лет (преимущественно в серии «Русская
духовная музыка в документах и материалах»), то деятельность С. А. Рачинского,
ученого-биолога, выдающегося педагога, создателя целой сети народных школ, до сих
пор не пользуется заслуженной известностью. Необходимо переиздание его наследия
и в первую очередь его интереснейшей и грандиозной по масштабам переписки.
Список имен корреспондентов Рачинского, писавших со всех концов России
по разнообразным общественным, педагогическим и частным вопросам, весьма
впечатляющ: от министров и других влиятельных государственных лиц до простых
крестьян. Всю эту корреспонденцию Рачинский тщательно сохранял, называя ее своим
«обозом к потомству». Столь же трепетно хранил послания Рачинского и Смоленский.
В публикуемой переписке затрагивается очень широкий круг проблем. В первую
очередь это, естественно, вопросы русского церковного пения, его истории, его нынеш-
него состояния, его дальнейших путей, методов обучения пению как в крестьянской
школе, так и в столь высокопрофессиональном учебном заведении, как Синодальное
училище. Много внимания уделяют корреспонденты собственно педагогической
практике в разных ее аспектах. Но все же, вероятно, главное в этих письмах — сама
жизнь России той эпохи во всем богатстве ее проявлений.
Кроме того, тексты Рачинского и Смоленского великолепны в литературном
смысле и, употребляя слова В. В. Розанова о письмах Рачинского, являют собой уже
уходивший тогда в прошлое классический стиль русской литературы, полный «вкуса,
изящества и глубины».