Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления
Язык. Семиотика. Культура
1998
384 страниц

Область науки, посвященная исследованию вторичных моделирующих семиотических систем, получила организационное оформление на знаменитых тартуских летних школах, проводившихся по инициативе и под руководством Ю. М. Лотмана (1964, 1966, 1968, 1970, 1974 и 1984 гг.). Кроме тартуских ученых, в них принимали участие исследователи из Москвы, а также из Ленинграда, Риги и других городов; впоследствии это направление в науке получило название «московско-тартуской школы». Исследование вторичных моделирующих систем было областью междисциплинарной, куда входили теория культуры, религиоведение, мифология, фольклор, искусствознание, поэтика. В ней вырабатывалась своя «научная парадигма», свои методы точного и строгого описания материала. Сформировавшийся здесь подход к гуманитарному знанию во многом определил направленность последующего научного развития. Труды ученых «московско-тартуской школы» имели значительный международный резонанс и переведены на многие языки.

Предлагаемая книга ставит своей целью описание этого яркого феномена нашей научной жизни — «московско-тартуской школы» — ее участниками (в форме статей, эссе и мемуаров), а также заинтересованными наблюдателями и историками науки.